Предания мало и глухо говорят о Кудеяровых кладах, вернее, о местах, где они спрятаны: то ли за давностью лет, то ли оттого, что многие из них как бы «переписались» на Стеньку Разина. Молва твердо обозначает одно — Кудеяр свои клады прятал с такой тайной, не оставляя записей о них, что редко кто и редко где знали об этом.
К тому же разбойничал он и в Калуге, и в Туле, и в Рязани, и в Ельце, и в Воронеже, и в Смоленске — везде побывал, везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю (все с проклятиями) — страшный колдун был.
Был у него волшебный полушубок, кинет в реку полушубок — становится лодкой. Переплывет он от погони на другой берег, накренит лодку — в руках полушубок, встряхнет его — и поминай как звали. Один Кудеяров клад, как сказано в одном старинном предании, спрятан где-то на Оке, под высоким берегом.
Увидели как-то сторожевые на раннем утреннике: плывет по реке лодка — внутри все блестит золотом и серебром, стоит в лодке черный человек, вроде бы чернец. И смотрит куда-то вперед. Сторожа затаились, а лодка плывет сама против течения в верхи устья. Да так гладко и тихо, что слышно, как скрипит от невидимых уключин.
Тут сторожа неосторожно пошевелились — лодка сразу же заплыла под берег. Подошли к тому месту, а место гладко и ровно — ни одной трещинки. Вздохнули сторожа, отошли, а места особо и не приметили. Так и не нашли потом его.
Что это было? Не знают ни сторожа те, никто иной. Давние люди об этом сказали:
— Это Кудеяр свои клады перепрятывал. Раз в сто лет является он на этот свет по зароку чернецом, чтобы вспомнить, кем был на этой земле и за что душу свою сгубил.
Как-то в Сибири перед той первой германской войной сидел старый казак ночью у костра, а на огне уха дозревала. Подошел к нему чернец.
— Здорово, рыбак, угости ухой.
— Садись ешь, если рот свеж, а рот увянет — и нам достанет.
— Хорошо говоришь, добрый человек.
Сел чернец, вынул из-за голенища ложку, похлебал.
— Хороша еще ушица на Руси. Какую плату тебе? Кладом или остерегом?
— А что мне нужней? — ответил рыбак, думая, что ночной гость шутит.
— Так вот, пойдешь скоро на войну, и ранят тебя в Галиции, есть такая земля, ты ползи к реке, не оставайся на месте.
И действительно, через три года ранило казака, и тут он вспомнил остерег и пополз, а хотел остаться на месте. Ползет, а перед ним чернец идет и дорогу показывает. Так и дополз к своим.
А чернец отошел в сторону и говорит:
— Молодец, что тогда на мой клад не позарился. Быть бы тебе сейчас мертву.
— Как зовут тебя, о ком молиться и Бога благодарить за спасение?
— Кудеяр. Помолись Богу обо мне грешном, казак. И исчез вовсе.
А вот другая запись: «Около Хрениковой мельницы, по Ксизовской дороге, зарыто сорок бочек золота под плошавом корнем, в дурном верху Кудеяр тогда давным-давно, при царе Иване Грозном, почту ограбил да и спрятал туда.
То же и на Лысой горе, Ендовиной называется, в Кузьмином лесу три кадки золота...» Тут жили силачи-богатыри. У них была застава, городище.
Это от этих богатырей повелись на Руси курганные клады, раскиданные по всему старому русскому порубежью.
Клады Кудеяра — безымянные, скорее всего не клады, а кладцы. Они редко оживают и редко дают знать о себе. Может быть, по древности лет, а может, по неизвестному загаду самого Кудеяра, по его воле...
Комментариев нет:
Отправить комментарий